УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Переигровка. Как революция и война изменят наш футбол до неузнаваемости

Переигровка. Как революция и война изменят наш футбол до неузнаваемости

Три месяца назад мы поражались этому сезону и нашли массу подтверждений, что нынешний чемпионат Украины – самый сумасшедший в истории. Но пока украинские команды готовились к весенней части турнира, в стране произошли события, которые изменили его еще больше. Накануне субботнего возобновления чемпионата "Обозреватель" попытался предвидеть ближайшее будущее украинского футбола, и нашел как минимум пять причин, почему наш чемпионат уже не будет прежним.

Новый расклад сил

Политические и, как следствие, экономические изменения в стране уже коснулись двух топ-клубов. Сбежавший из страны Курченко фактически поставил под угрозу существование "Металлиста". И хотя президент харьковского клуба уверяет, что финансирование продолжается, слабо верится, что две иконы команды – Мирон Маркевич и Марко Девич – ушли просто так. Даже если "Металлисту" получится протянуть до конца чемпионата и возможного (как все надеются) спасения Александром Ярославским, в этом сезоне "желто-синие" наверняка выпадут из борьбы за Лигу чемпионов и даже за медали. Финансовые проблемы начались и в "Черноморце". Руководство одесского клуба тоже уверяет, что повода для паники нет, хотя бегство сразу шестерых легионеров – вряд ли совпадение или страх перед войной, даже крымским командам пока удается сохранить состав. В отличие от "Металлиста", одесситы удержали главного тренера и имеют отрыв в семь очков от шестого места – чтобы сохранить место в зоне еврокубков, этого вполне достаточно. Другое дело, что ждать теперь от "Черноморца" движения в сторону грандов точно не стоит.

Но это лишь цветочки. Под вопросом судьба практически всех клубов, ведь большинство их владельцев были тесно связаны со свергнутым режимом. Удастся ли ужиться Ахметову с новой властью? Насколько арест Фирташа повлияет не только на "Таврию", а и на "Динамо"? И куда пропал Игорь Суркис? Что будет с клубами-сателлитами? И насколько значимее станет роль Коломойского, уже внедрившегося в постреволюционную систему координат? Скорее всего, переворота в нашем футболе не произойдет – все как-то уляжется, в основных клубах останутся прежние владельцы, но изменения в их финансовой мощи и влиянии могут кардинально повлиять на порядок в привычной расстановке Донецк-Киев-Харьков-Днепр.

Под вопросом судьба практически всех клубов, ведь большинство их владельцев были тесно связаны со свергнутым режимом

Смена рулевого

Под шумок революции в Федерации футбола Украины тоже решили сменить власть. Дело, возможно, и правильное (поговаривают, президент ФФУ Анатолий Коньков – креатура людей из печально известной "семьи"). Но то, как это делается, не оставляет сомнений в целях его смещения – никто не пытается вывести украинский футбол на новый уровень, идет обычная борьба за власть. Во-первых, как мы уже говорили, действующий пока президент ФФУ Анатолий Коньков, хоть и не отличался полезными инициативами, но в последнее время не сделал и ничего такого, чтобы свергать его в срочном порядке. Во-вторых, удивляет резкое появление оппозиции – неизвестно откуда появляются документы, подтверждающие коррупционные действия ФФУ в прошлом году, в Доме футбола устраиваются маски-шоу, а вице-президент ФФУ Анатолий Попов, который за 1,5 года работы, не сказал о своем шефе ни одного "кривого" слова, вдруг сравнивает его с Каддафи. В-третьих, атака на Конькова идет с нескольких сторон – Попов, как бывший сотрудник "Шахтера", считается человеком Ахметова, организатора неудавшегося силового захвата Кочетова называют человеком Суркиса, еще одного бунтовщика – президента "Карпат" Петра Дыминского – причисляют к партнерам Коломойского. Какой из трех сил удастся заполучить власть – непонятно. Зато предельно ясно, что это серьезно повлияет на расклад сил в украинском футболе.

Читайте: Исполком принял решение провести аудит ФФУ и Премьер-лиги Украины

Двое лишних

Учитывая арест Дмитрия Фирташа, судьба симферопольской "Таврии" висит на волоске. Но даже если ему каким-то чудом удастся вернуться в украинскую политику, бизнес и футбол, российские войска в Крыму не позволяют "Таврии", как и "Севастополю", существовать в прежнем спокойном режиме. Если крымский референдум таки состоится и полуостров окончательно провозгласит себя Россией, "Таврия" и "Севастополь" не смогут нормально даже доиграть текущий сезон – возникает слишком много проблем, от гарантий безопасности на стадионе до разного законодательства двух стран. Разве что они проведут все домашние матчи на чужих полях. Что делать потом – вариантов немного. Продолжать выступать в чемпионате Украины, представляя другое государство, вряд ли получится по тем же причинам, да и договориться с УЕФА будет непросто. А переход в чемпионат России не принесет выгоды ни одной из сторон. И Фирташа, и Новинского сложно назвать футбольными фанатами, им проще бросить клубы, чем пытаться пристроить куда-то всеми правдами и неправдами.

Вынужденная украинизация

Похоже, трансферные рекорды нашего чемпионата в прошлом году еще долго будут оставаться не побитыми. Проблема в том, что в сознании и европейцев, и латиноамериканцев Украина надолго останется опасной страной, даже если российские войска отступят. Наш чемпионат быстро потеряет статус "трамплина в топ-клубы Европы", легионеры будут продолжать покидать команды, а приглашать новых классных игроков станет намного сложнее. Придется еще больше переплачивать. Учитывая ожидаемые финансовые проблемы олигархов, с этим могут возникнуть серьезные трудности. С другой стороны, такая ситуация может иметь положительный эффект. Тренерам команд средней руки придется больше доверять нашей молодежи, а в больших клубах сборники получат больше игрового времени.

Читайте: "Нам не нужна такая защита". Русские в украинском футболе о вторжении в Крым

Никаких объединений

1,5 года нам пытались навязать идею Объединенного чемпионата Украины и России. И даже несмотря на все события в Крыму, продолжают навязывать дальше. Этот проект казался фантастическим и никому, кроме российской политической верхушки, ненужным, но чем дальше, тем больше обретал реальные черты. Теперь же совершенно понятно, что никакого совместного турнира с "братским" народом быть не может. Болельщики, особенно ультрас, да и вся общественность не поймут такого шага, даже если ФИФА и УЕФА дадут добро, а наши олигархи вдруг договорятся, что тоже сомнительно. Более того, учитывая требование УЕФА по финансовому фэйр-плей, боссам украинских клубов придется заняться реальным развитием своих клубов, а не просто ждать свалившегося на голову миллиарда от "Газпрома".