УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Из журналистского архива КГБ: кто в "Динамо" тренировался пьяным

Из журналистского архива КГБ: кто в 'Динамо' тренировался пьяным

Мир узнал о Владимире Бессонове в семьдесят седьмом году – после того, как в Тунисе он стал лучшим бомбардиром мирового юниорского первенства и получил из рук президента ФИФА Жоао Авеланжа "Золотой мяч". Тогда же Авеланж предсказал ему блестящее будущее второго Пеле. Нисколько, по-видимому, не сомневаясь, что и через год, и через пять увидит его в том же амплуа нападающего.

Бессонов действительно стал именитым игроком. Чемпион Европы и мира среди юниоров, бронзовый призер Олимпиады-1980, вице-чемпион Европы 1988 года, обладатель Кубка Кубков, а кроме того – высшие награды шести чемпионатов СССР и четырех Кубков страны. Участвовал в трех (!) мировых первенствах, 85 раз выходил на поле в футболке сборной Союза – только Блохин опережал его по этому показателю. И, тем не менее, головокружительную карьеру непревзойденного Пеле не повторил…

А какие великолепные мячи забивал! Лобановский в своей книге писал о нем: "Владимир Бессонов – один из немногих футболистов в стране, амплуа которого никто не знает. Ничуть не преувеличиваю: он способен сыграть на любом месте с одинаковой отдачей, с одинаковой надежностью, при одинаковом коэффициенте полезного действия. Для него не составляет труда менять позиции по ходу игры, не требуется времени для "притирки" и налаживания новых связей с партнерами"…

Читайте: Из журналистского архива КГБ: как в СССР похищали футбольных арбитров

Предлагаю вашему вниманию фрагменты интервью киевского журналиста Каневского Григория Борисовича, имевшего прозвище КГБ в журналистских кругах, которое он в январе 1996 года взял у заслуженного мастера спорта Владимира Бессонова.

Уйдя из большого футбола, Бессонов с любимой игрой не расстался. Работал тренером, последним его клубом был днепропетровский "Днепр". Сейчас глава самой спортивной семьи Украины, в которой три заслуженных мастера спорта (жена Виктория и дочь Анна – чемпионки мира по художественной гимнастике), работает в селекционной службе своего любимого клуба "Динамо" (Киев).

- Не по милости ли Валерия Васильевича не реализовал ты себя как форвард?

- Меня раньше в упор спрашивали: "Не угробил ли Лобановский в тебе великого нападающего?". Одно могу сказать: никто во мне ничего не угробил. А то, что Васильич ставил то на одно, то на другое, то на третье место, было признанием моего универсализма. И мастерство от этого не убывало, наоборот, меняя позиции, я каждый раз постигал в футбольной науке что-то новое.

Читайте: Из журналистского архива КГБ: "Динамо" оштрафовало Реброва

фото: sport-xl.org

- Не секрет, что ты, выражаясь прежней терминологией, нередко нарушал спортивный режим, попросту злоупотреблял спиртным. Не потому ли, что в глубине души чувствовал себя обиженным?

- Да нет, никакой обиды на тренера не было.

- Говорили, однако, что он чересчур уж сурово с тобой обходился…

- Я того заслуживал. Какому тренеру, скажите, приятно видеть игрока, который пришел на тренировку в состоянии "грогги"?

- Ты даже таким бывал?

- В том-то и штука, что в любом состоянии бежал на базу. Другое дело, на что был способен…

- Поговаривали, будто ты мог принять дозу даже в канун матча. И, что удивительно, на другой день играл так здорово, словно месяц "режимил". Поражались крепости твоего организма, способного переносить подобные нагрузки…

Читайте: Из журналистского архива КГБ: кто из "Динамо" "зависал" в барах

- Сердце, тьфу-тьфу, до сих пор не дает о себе знать. Конечно, играть после возлияний непросто, но чувство вины было так велико, что я не щадил себя, костьми готов был лечь, только бы не подвести тренера, команду.

фото: sports.ru

- "Боец, каких свет не видывал. Для него не существует безнадежно проигранных ситуаций, борется до конца в любой, иногда даже в ущерб себе, но всегда на пользу команде. "Человек-травма" – к сожалению, это определение как нельзя лучше подходит Бессонову. Как-то наши врачи посчитали: за двенадцать лет у Володи было более восьмидесяти травм различного характера – от легких до очень серьезных, когда он не мог работать по несколько месяцев… Причин травм у Бессонова было несколько: безоглядное бесстрашие – в первую очередь, чрезмерная жесткость соперников – во вторую…" Эти слова принадлежат Лобановскому. Но то ли из деликатности, то ли по забывчивости он не упомянул и третью, а возможно и главную, причину твоих травм: они зачастую были прямым следствием того аномального состояния, в которое ты сам себя вгонял. Или, может, я не прав?

- Правы… Мозгов, видать, не было. Понимать бы тогда то, что сейчас яснее ясного! Я ведь еще и курил… Эх, если бы можно было "отмотать" тот кусок жизни, многого не повторил бы.

- Пил ты, конечно, не один?

- Только алкоголики в одиночку пьют, а я таковым, к счастью, не был. Если хотел, то мог очень долго воздерживаться, хотя это одна из тех противных привычек, от которых отказаться сложно. Но слишком много было друзей, а я по натуре человек компанейский…

Читайте: Из журналистского архива КГБ: названы премиальные игроков "Динамо"

- Ты уверен, что, став тренером, сделал правильный выбор?

- Сомнения, конечно, были, но по мере того, как поднабирался тренерского, да и житейского ума-разума, чувствовал, что это мое. Уже и опыт какой-никакой есть. Полтора года с динамовским дублем – сначала вместе с Витей Колотовым и Толей Пузачем, а потом и сам. Позже, когда чемпионат дублеров упразднили, Мише Фоменко в "основе" помогал. Мы первый чемпионат Украины выиграли. Ну и в "Борисфене" успел поработать.

- Странным образом складывается футбольная судьба Виктора Леоненко…

- Зрелый игрок, классный, но во многом и сам виноват. Как бы это помягче выразиться… Если бы меньше болтовней занимался, а больше делом, не сачковал, не заявлял: "Зарядка мне ни к чему. Я лучше посплю часок-другой"… Наше "воспитание", наша "культура", а попади он в ту же "Барселону" или "Баварию", утром как миленький вскочил бы с постели и побежал… Представьте, что не только Леоненко, но и другой, третий, пятый игрок заявит: "Я знаю, что мне делать". Это не команда будет, а неуправляемое сборище анархистов.

фото: sovsport.ru

- А с кем из бывших " сослуживцев" дружите?

- Да, по сути, со всеми, особенно с Балтачой, Чановым, Михайличенко, Кузнецовым, Лозинским… Есть друзья и вне футбола – Миша Бродский (президент Федерации баскетбола Украины Михаил Бродский. - Ред.) например. В свое время очень мне помог…

Читайте: "Подстроил свою смерть". Вдова экс-игрока "Динамо" поделилась переживаниями после гибели футболиста

- Любопытно, к разряду ка ких тренеров себя относишь?

- Наверное, к демократам, хотя панибратства не признаю – это дешевый авторитет, на нем долго не продержишься. Но по жизни я игрокам друг, с чем угодно могут ко мне обратиться – посоветую, помогу. А на работе – извините!