УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Лагно: поймали свой шанс

1,2 т.
Лагно: поймали свой шанс

Сразу после завершения командного чемпионата мира в Астане, где украинская сборная впервые завоевала золотые медали, поймать наших сборниц оказалось делом непростым. Беседа с лидером нашей команды Екатериной Лагно состоялась во время ожидания авиарейса из Москвы в Украину на пути Кати в Донецк. Ей приходилось параллельно прислушиваться к объявлениям в аэропорту и отвечать на вопросы. Но, как и во время турнира в Казахстане, несмотря на все трудности, все у нас получилось.

"У НАС БЫЛА ЕДИНАЯ ЦЕЛЬ"

- Катя, поздравляю с отличным результатом! Играли, правда, не без тревоги, особенно в начале турнира, но все хорошо закончилось. Какие эмоции испытывали на старте, когда не все складывалось в матчах с Турцией и Румынией...

- Первые две партии у меня совсем не получились. Я чувствовала, что еще не адаптировалась, все таки сказывалась разница в четыре часа по времени и играла как-то без энергии. Но начиная с третьего тура, во мне произошел перелом, я заиграла и увереннее и быстрее. Что касается команды, то, конечно, мы изначально были сильнее Румынии. Но это не первый для нас командный турнир, и с нами иногда случаются такие неожиданности. Ничего трагичного не случилось, мы спокойно продолжали делать свое дело. Каждому хотелось сыграть лучше, и у нас все получилось. Во всяком случае в первой половине турнира ошибок было намного больше, чем во второй.

- Я знаю, что Маше Музычук помогала семья по ходу турнира. А вам кто-то оказывал поддержку?

- На самом деле тут нужно коснуться тренерского вопроса. Михаил Бродский – хороший тренер, всегда по делу помогает, к нему всегда можно обратиться. Но я хочу, чтобы было понятно: у сборной России три тренера, поскольку один с четырьмя участницами не справляется. Он просто не успевает в шахматном плане, когда есть вопросы. Это чисто технически нереально. Поэтому где-то я справлялась сама, а где-то у меня было подготовлено. Сложилось все удачно, но хотелось бы, чтобы все было еще лучше в плане тренеров. Трудно конкурировать с той же Россией. Я понимаю, что не каждая команда может себе это позволить, но, может быть, после нашего успеха наша федерация об этом задумается.

- В России не раз упоминали о том, что их команде не хватило помощи сестер Косинцевых, хотя можно вспомнить, что россиянки на всех предыдущих командных чемпионатах мира играли с ними, но чемпионками так и не стали.

- На пресс-конференции нам задавали вопрос насчет Косинцевых. Я хочу сказать, что это первый командный чемпионат, на который мы приехали сильнейшим составом. Женские турниры начались в 2007 году, но так получалось, что Наташа Жукова в 2007-м только родила, потом у меня была точно такая же ситуация. Но мы и до этого боролись с Россией, два раза занимали третье место.

"ТРЕНЕРУ – ТЯЖЕЛЕЕ ВСЕГО"

- Сильнейший состав – это отлично, но ведь само по себе это еще ничего не гарантирует. Должны быть благоприятные условия, чтобы команда стала чемпионом. Наблюдая со стороны, чувствовалось, что наша сборная играет хорошо, пусть даже у Инны Гапоненко не все получилось.

- На самом деле Инна очень помогла нам, потому что она спасла тот безнадежный эндшпиль в матче с Турцией. Да, изначально никто не смог бы подумать о таком, но вы же понимаете, что бывает всякое и главное - результат. А он сложился в нашу пользу. У нас была единая цель, к которой мы шли, и я считаю, что каждый вложил в успех все, что мог. Что касается причин, по которым в итоге все хорошо сложилось для нас, то в какой-то момент мы действительно очень хорошо заиграли. Если посмотреть партии, то игра была ровной и проходила под нашу диктовку. Когда команда играет ровно и спокойно – это чувствуется. Появилась уверенность, которую нам удалось сохранить до конца турнира.

- У нашей команды состоялся важный матч со сборной США. Эта команда обыграла Россию и принялась за нас. Что почувствовали, когда Круш обыграла Ушенину, и счет стал 1:0 не в нашу пользу? Не возникло ощущение, что ситуация выходит из под контроля?

- На самом деле я в какой-то момент перестала следить за тем, что проходит вокруг. Я подходила к цейтноту, когда посмотрела направо и увидела, что Аня сдалась. Мне стало тревожно, но у меня в партии была подавляюще лучшая позиция, хотя и показалось, что я немножко выпустила соперницу. Было ощущение, что я могу сыграть сильнее и я примерно представляла себе, где именно. Да, были опасения, что нужно отыгрываться и даже ничья нас не устроит, но нам удалось сохранить спокойствие. Видимо, сказался опыт, все-таки мы выступаем за команду очень долго. Несмотря на то, что происходит рядом, ты играешь свою партию как надо, и делаешь все от тебя зависящее. Может быть, у нас было бы еще тревожнее, но Аня Затонских довольно быстро ошиблась и счет стал 1:1. Когда мы сравняли его, все стало намного легче, поскольку у нас еще оставалась партия Наташи Жуковой. Наверное, тяжелее всего было нашему тренеру, поскольку он следил за происходящим на всех четырех досках, а я - только на своей.

"МОГЛИ ЛИШИТЬСЯ ЗОЛОТА В ПОСЛЕДНИЙ МОМЕНТ"

- Одной из составляющих победы, возможно, был календарь. Все-таки благодаря ему мы получали соперников "потрепанных" Россией, да и ситуация сложилась так, что в последнем туре нас устраивала и ничья.

- Я на самом деле очень далека от таких сложных рассчетов. И не сказала бы, что у нас была такая уж благоприятная жеребьевка. В первых четырех турах мы получали соперников слабее, а обычно они чередуются - день сильная команда, день слабая. Когда играешь с сильными, то больше выкладываешься, а тут вышло, что все сильные выпали на вторую половину турнира, а у нас в первой как раз не все получалось. Что касается последнего тура, то матч с Россией был очень интересен зрителям в онлайне, но мы знали заранее, что если бы проиграли России, а Китай победил, то могли бы лишиться золота в последний момент. Словом, жеребьевка была нормальной. Да и вообще, надо поменьше обращать внимание на "потусторонние" факторы, и хорошо играть.

- Следующим турниром для вас, надо полагать, будет чемпионат Украины в июне?

- Я не могу ответить, так как сама толком не знаю. Начинается новый этап Гран-при и, предположительно, он пройдет в мае. Я не могу сказать, буду ли я там играть, потому что участницы еще выбирают, на каких Гран-при выступать, и если желающих будет слишком много, то кому-то придется подвинуться.

- И когда закончится процесс выбора?

- Организаторы уже немного опаздывают. Все внимание уделяется претендентским матчам, а мы остаемся в стороне. Так было всегда, но хотелось бы получить хоть какой-то приблизительный график. Что касается этого чемпионата мира - еще в январе я не знала, примем ли в нем участие. Было непонятно, то ли пройдет он в Казастане в марте, то ли в Турции в декабре. Чувствуете разницу между мартом и декабрем? (смеется) Хорошо еще, что все к турниру подошли в оптимальной форме.

- А где должен пройти этот этап Гран-при?

- Насколько я знаю - в Женеве.

Игорь ЩУКИН, "КОМАНДА"